20 октября 2015 года исполнилось 20 месяцев с начала вооруженной агрессии Росси на территории Автономной Республики Крым.
20 октября 2015 года исполнилось 20 месяцев с начала вооруженной агрессии Росси на территории Автономной Республики Крым.
Авторитетное американское СМИ The Washington Post в марте 2014 года пришло к выводу, что в Крыму Россия апробировала новые методы военной тактики ХХI века, именуемые «а pop-up war» или «внезапная война» (служба ВВС предложила перевод на русский язык этого термина как «выпрыгивающая война», однако в англоязычной литературе довольно распространен термин «а pop-up weapon» – внезапное оружие, что в большей мере отвечает крымским реалиям февраля – марта 2014 г.).
Эта «внезапная война» антагонистична традиционной. Она ведется молниеносно, завуалировано, хорошо организованными, неопознанными вооруженными силами. Один из ее характерных признаков – армия которая состоит из «солдат и террористов», армия которая появляется из ниоткуда и не имеет конкретного военачальника. «Нет генерала, с которым можно было бы договариваться о прекращении огня или капитуляции; в случае применения силы способов остановить насилие немного, разве что останавливать каждого солдата».
По мнению Washington Post, (https://www.washingtonpost.com/opinions/playing-by-putins-tactics/2014/03/09/b5233b90-a558-11e3-a5fa-55f0c77bf39c_story.html) Западный мир в Крыму столкнулся с know how российской военной доктрины.
Весной 2014 года вероломный характер и военно-политическая направленность российской аннексии Крыма стали серьезным испытанием для украинской государственности. Возникла угроза захвата и других регионов Украины тем же самым, гибридным путем, что называется «без выстрела». Один из экс министров обороны Украины А.Гриценко тогда настаивал: «Хватит «избегать провокаций» – это путь к поражению!». (http://obozrevatel.com/politics/85769-gritsenko-izbeganie-provokatsij-eto-put-k-porazheniyu.htm).
В то же время Председатель парламента Украины, исполняющий обязанности президента А.Турчинов, 11 марта 2014 горда не без имеющихся на то оснований, однозначно заявил: «…что с призывами начать военные действия Крыму выступают провокаторы…».
(http://lb.ua/news/2014/03/11/258870_turchinov_primenit_silu_krimu.html)
В довольно условный информационно-политический формат сторонников cдержанной позиции относительно российской агрессии в Крыму легли и оценки исполняющего обязанности министра обороны Украины И.Тенюха, который во время выступления в Верховном Совете Украины отметил, что «де-юре» открытой агрессии нет. Российская сторона не признает присутствия своих войск в Крыму. Украинская армия не может действовать против собственного населения.
(http://www.pravda.com.ua/rus/news/2014/03/11/7018353/?attempt=1)
Состояние украинских вооруженных сил на тот момент было далеко неутешительным. Из 41 тыс. сухопутных войск, согласно заявлению Тенюха, фактически были готовы только 6 тысяч. В тоже время по оценкам некоторых экспертов, соотношение сил в авиации составляло 1 к 98 соответственно. Ощущался недостаток вооружений («…у Збройних сил України є тільки тактика і бойовий дух…»).
В этой ситуации, по мнению некоторых отечественных экспертов, начало активных боевых действий в Крыму могло привести к развитию ситуации по «грузинскому сценарию» – массированному российскому вторжению на всем протяжении границы, захвату Киева и реставрации политического режима Януковича. Возможно, к реализации именно этого сценария, в конечном итоге, и стремилась российская сторона.
Другие эксперты, и среди них немало военных, полагают, что в Крыму нужно было все-таки открыть огонь и попытаться заблокировать Керченскую переправу, чтобы таким образом противостоять оккупации.
Если на секунду отвлечься от броской терминологии, то аннексия Крыма осуществлена российской стороной как крупномасштабная войсковая спецоперация, с использованием форм и методов деятельности диверсионных групп, сформированных на основе регулярных подразделений российской армии и незаконных военизированных формирований, контролируемых спецслужбами РФ.
Эта спецоперация была бы невозможной без привлечения военно-оперативных возможностей, расположенной на территории полуострова российской военной базы.
Впрочем, то, что казалось чем-то новым и «внезапным» имело свои, хоть и не прямые, но все же некоторые отдаленные прототипы. Войны конца ХХ – начала ХХI века формально и содержательно отличались от предыдущих военных конфликтов. Это подметил известный итальянский историк и писатель Умберто Эко, который описал на примере войн в Персидском заливе и Косово феномен «неовойн» (сборник эссе: «Война, мир и ни то и ни се»).
Вот некоторые аспекты, представляющие, как мне кажется, непосредственный интерес в изложении У.Эко:
- «Неовойна нефронтальна» (нет четкой линии фронта понятие врага размыто, как и территория, которую он занимает).
- «В неовойне трудно понять, кто является врагом. Все иракцы? Все сербы? Кого убиваем?… ранее в правойнах полагалось понимать, кто твой враг и где он находится». Враг часто определяется не по национальности, а по принадлежности к тем или иным, кланам, группировкам, организациям.
- Неовойна не может быть долгой, «…она в затяжном варианте, вредна всем сторонам…», курсы валют и фондовые биржи начинает лихорадить, разрушается инфраструктура транспорта, туризма, подрывается индустрия излишеств, СМИ теряют рекламу и т.д.
- Неовойны непредсказуемы, часто проигрывают все. «…За столом во время неовойн столько мощных игроков, что игра идет по правилам «все против всех». Из-за количества факторов мощи война в Персидском заливе приобрела непредсказуемые аспекты…., в той войне проигрывали все…».
Следует также отметить, что «внезапная» или гибридная война не заканчивается тогда, когда прекращается огонь. Продолжением этой войны является условный «гибридный мир» – «оккупационный мир», «МИР», в котором живет сейчас Крым.
«Внезапная война» на Крымском полуострове будет окончена только после полного восстановления суверенитета и территориальной целостности Украины и поэтому в противовес построениям У.Эко, она может быть долгой и к этому нужно быть готовым. Залогом успеха и победы в этой тяжелой войне является консолидация общих усилий, достижение внутриполитического мира и согласия. Нашим политическим и общественным деятелям есть о чем и над чем подумать.
На общественно-экспертном и государственном законодательном уровне необходимо четко сформулировать и закрепить идею де оккупации. Разработать как комплекса мер, направленных на формирование предпосылок и необходимых условий реинетеграции Крыма в состав Украины.
Болото «гибридного мира» засасывает крымскую тему в трясину политического забвения. Если не предпринимать активных действий, в скором времени она может принять маргинальные формы и оказаться на самом его дне. Одних только международных санкционных мер здесь явно недостаточно. Время и санкции работают на Украину. Однако, пассивный тренд ожидания, который предполагает что созревшая «хурма оккупированного Крыма», через какое-то время сама собой упадет к нам в руки как результат действия международных санкций или смены политического режима в Кремле не может быть основным.
Арсенал форм и средств политики де окупации достаточно велик. Их выбор должен стать предметом широкой экспертной дискуссии.
Риторический вопрос «Кто виноват?» как дестабилизирующий предлог контрпродуктивных идеологических баталий необходимо отставить и с учетом сложившихся реалий сосредоточиться на том «Что делать?». В ближайшей перспективе представляется целесообразным актуализировать и активизировать процесс де окупации рядом конкретных действий. Для успешного будущего завершения этой «внезапной войны» сегодня необходимо:
- Сформировать целевую общественно-экспертную группу «Крым» с участием представителей органов государственной власти в целях активизации и синергии общих усилий процесса реинтеграции.
- Рассмотреть возможность создания специального государственного органа – координационного Центра политики реинтеграции (по аналогии с Бюро Реинтеграции в Республике Молдова, которое входит в состав правительства и замыкается на одного из вице-премьеров).
- Инициировать разработку подробной дорожной карты проекта «Будущий Крым», в рамках которого необходимо решить на законодательном уровне вопросы коренных народов Украины, и в первую очередь, крымскотатарского народа.
- Урегулировать на государственном уровне проблему экономических отношений материковой Украины с временно оккупированной территорией Автономной Республики Крым.
- Активизировать информационную политику. Доминирующий в информационном пространстве и в целом удачный для 2015 года, но, в тоже время, и убаюкивающий общественное сознание, слоган «Крым это Украина» (который, по сути, является рефлексией на факт российской аннексии полуострова) необходимо в перспективе модернизировать в императивный побуждающий к действию слоган с акцентом на то, что Крым – временно оккупированная территория Украины. Приоритетом информационной политики на крымском направлении должно стать сопровождение конкретных шагов де оккупации Крыма.
- Разработать специальные меры государственной поддержки, так называемого, временного «Нового пограничья» (юг Херсонской области). Рассмотреть возможность создания в Геническом районе Херсонской области свободной экономической зоны. Минимально обустроить инфраструктуру контрольно-пропускных пунктов на административной границе с временно оккупированной территорией Автономной Республики Крым.
- Инициировать в 2016 году проведение международной Парижской конференции по вопросам Крыма (к юбилею Парижской конференции 1856 года по итогам Крымской войны). Ее работа может стать дополнительным форматом привлечения внимания европейского сообщества и содействия процессу де оккупации Крыма на международном уровне.
__________
Георгий Бянов
Эксперт Украинской миротворческой школы,
Центра исследований Южно-украинского пограничья