Заходи

Реформы на пороге?

Оприлюднено

Сегодня об изменениях в Конституцию, проект которых был внесен на рассмотрение Верховной Рады президентом Украины Петром Порошенко, говорится и пишется чрезвычайно много. Их главная цель – децентрализация.

\"Фотографія\"Вопрос того, каким быть Основному закону, сегодня активно обсуждается в обществе. Не осталось в стороне от этих дискуссий и Запорожье. На прошлой неделе в пресс-центре «Журналист» состоялось заседание круглого стола на тему: «Политика и децентрализация. Расширение полномочий органов местного самоуправления», организованное Институтом демократии им. Ф. Орлика и областной организацией Национального союза журналистов Украины. В его работе приняли участие: один из авторов реформы местного самоуправления, народный депутат нескольких созывов Анатолий Матвиенко, председатель Запорожской обладминистрации Валерий Баранов, медиа-эксперты и общественные деятели.

Изменение Конституции – назревшая необходимость

«Сейчас мы живем по Конституции 1996 года, с внесенными в нее радикальными изменениями, которые были сделаны 8 декабря 2004 года, после Помаранчевой революции», – рассказывает Анатолий Матвиенко.– В свое время Янукович отменил их через Конституционный суд, но недавно произошедшие революционные события вернули все на свои места. Сегодня мы имеем парламентско-президентскую республику, обусловленную соответствующими нормами этой Конституции».

Однако, по мнению киевского эксперта, ныне действующая Конституция – несбалансированная. Она требует изменений и дополнений. В условиях построения нового государства – это жизненно важная необходимость.

«Первый шаг на этом пути, – говорит Матвиенко,– сбалансировать все составляющие основного закона. Необходимо изменить организацию власти в треугольнике: Верховная Рада, правительство, президент, и сделать так, чтобы эти институты эффективно взаимодействовали. Кроме этого, не менее важно наладить эффективное народовластие и местное самоуправление».

\"Фотографія\"

Предложения президента

Действенным инструментарием в решении назревших проблем, призваны стать изменения в Конституцию, инициированные президентом Украины. Но как, известно, Верховная Рада голосовать за них отказалась. Политические апологеты Петра Порошенко, усмотрев в этом скрытые потуги на расширение президентских полномочий, высказали ему свое дружное: «Фе!», заверив при этом, что станут работать над собственными проектами. Что это? Снова конфликт узкопартийных интересов или первые шаги к возвращению времен «любих друзів».

Невзирая на то, что законопроект, и это очевидно, нуждается в определенной доработке, большинство политических экспертов сходятся в одном. В вопросе децентрализации власти он отвечает существующей необходимости.

Вот мнения некоторых из них, высказанные в интервью новостному порталу «Главред».

Игорь Когут, председатель совета Лаборатории законодательных инициатив:

Этот проект изменений к Конституции затрагивает важные вопросы, касающиеся децентрализации (предлагается ликвидировать областные и районные администрации, сформировать исполкомы областных и районных советов). Все это дает толчок для реальной децентрализации, но сам он содержит немало противоречий – норм, которые нуждаются в дополнительном разъяснении.

Также есть вопросы к статусу и полномочиям представителей президента. С одной стороны, позитив заключается в том, что должен быть определенный контроль и мониторинг, осуществляемый центральной властью над тем, насколько соблюдается законодательство, Конституция, чтобы местные органы власти не превышали свои полномочия. С другой стороны, на представителя президента возлагается функция координации подразделений исполнительной власти, Кабинета министров, министерств, и тут возникают определенные противоречия, поскольку процедура назначения не согласовывается с Кабинетом министров.

Юрий Якименко, заместитель генерального директора – директор политико-правовых программ Центра Разумкова:

Предложенный Петром Порошенко проект Конституции – это, по сути, только часть тех изменений, которые необходимо вносить в Основной закон. Потому что изменения, предусмотренные этим законопроектом, уточняют распределение полномочий, перераспределяют их между президентом и другими органами в треугольнике «президент – парламент – правительство», а также изменяют структуру органов местного уровня и органов исполнительной власти на местах.

Главная часть этого проекта – та, что касается возможностей реализации идеи децентрализации власти.

«Речь идет не об очередном «перетягивании одеяла» между Верховной Радой, правительством и президентом – мы хотим изменить самую близкую к народу власть, предоставив местному самоуправлению реальные полномочия, которых оно еще никогда не имело в истории нашей страны», – комментирует свою инициативу президент Украины Петр Порошенко.

Ой, ли, Петр Алексеевич! Благими намерениями, сами знаете, куда дорога выcтелена. Вооруженный конфликт на востоке страны не закончился. А без этого как административно-территориальную реформу проводить? Без нее ведь ничего не светит! И какую власть передавать, если Киев на Донбассе по-прежнему не празднуют? Да и потом, как говаривал батька Лукашенко: «Возле кормушки, имя которой – «власть», все хрюкают одинаково: и красные, и белые». Пресловутый человеческий фактор никуда ведь не денешь! Главное и за примерами далеко ходить не нужно. Новоизбранный градоначальник Киева Виталий Кличко прекрасно совмещает две должности: мэра и главы КГГА. И ничего! А нам объясняют, что это необходимость, политическое решение, так сказать.

А что у нас?

Однако давайте вернемся в Запорожье, к проходившей дискуссии. Именно децентрализации, как движущей силе процесса расширения органов местного самоуправления было уделено все внимание в дальнейшем разговоре.

«Государственная власть, местное самоуправление и народ – три субъекта организации власти, а децентрализация – это передача власти от одного субъекта к другому»,– напомнил Матвиенко.

Затем слово взял председатель Запорожской ОГА Валерий Баранов. Он изложил свое видение ситуации:\"Фотографія\"

«Для меня вопрос расширения полномочий местного самоуправления очень важен. Последние 5-10 лет их только урезали. БТИ ликвидировали, управлять градостроительной политикой запрещено, земельные вопросы решать только централизовано, назначение силовиков забрали. Это безобразие должно быть ликвидировано! Главная же беда в том, что раньше у нас было много полномочий, но не было никаких возможностей для их реализации. Потому что у нас практически отсутствовала собственная доходная база. В лучшем случае все делегированные полномочия финансировались на 80%. Остальное, местный совет был вынужден брать из своих средств, которые можно было направить на какие-то другие нужды, и доплачивать медицине и образованию.

Приведу пример и с коммунальным транспортом. В том, что он сегодня в таком состоянии, тоже виновато государство. Они дали льготу, но при этом «забыли» профинансировать разницу. Поэтому нам, согласно концепции о передаче власти регионам, которая была принята на заседании Кабмина, придется всем вместе строить местное самоуправление», – резюмировал губернатор.

Слушал я Валерия Баранова, и думал. Для обывателя вроде все красиво выходит. Местная громада сама распоряжается собственным бюджетом. Однако так и хотелось задать ему вопрос – а что будет, если правительство возьмет и не выделит денег под делегированные на места полномочия, в очередной раз, списав все на положение в стране. Но меня опередили, этот вопрос прозвучал от одного из наших коллег. Председатель ОГА ответил: «Найти эти деньги – задача правительства и бюджетного комитета. Но необходимо понимать, что если мы не получим обещанных средств – рухнет сама идея. Очень хочется, чтобы этого не произошло».

Да… Неубедительно как-то. По-моему, столь невразумительный ответ – хороший повод задуматься о том, насколько нынешняя украинская власть контролирует ситуацию и отвечает за свои слова. А то ведь очередные-внеочередные выборы – они совсем не за горами.

Олег ВАЛИК, фото автора

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *